Стандарт судейства


  1. Начало боя.

    1. Называются имена участников, бойцы заходят на арену с противоположных сторон.
    2. Основной судья (рефери) должен находиться в центре на расстоянии трёх метров от центральной линии.
    3. Бой начинается после того, как рефери даст команду "хаджимэ".
    4. Бой длится три минуты (в дополнительных по две).
    5. Если форма двоих или одного бойца развяжется во время боя, то рефери может остановить спарринг, а бойцы занимают исходные позиции, и им разрешается сесть спинами друг к другу, чтобы привести свою форму в порядок.
  2. Во время боя.

    1. Во время боя при получении одним из бойцов полного очка (иппон), либо применение запрещённого приёма, либо в случае заступа одним из участников, боковой судья должен подать сигнал свистком и одновременно поднять флажок. Рефери даёт команду "ямэ" и участники возвращаются на исходные позиции.
    2. Флажком подаются следующие сигналы:
      Победа (иппон) - судья поднимает флажок того же цвета, что и у победителя, диагонально вверх.
      Пол-очка - судья поднимает флажок цвета участника горизонтально в сторону.
      Нарушение - судья машет флажком совпадающим с цветом участника, совершившего нарушение, из стороны в сторону, диагонально вниз.
      Заступ - судья опускает флажок диагонально, касаясь пола.
      Ничья, отсутствие решения - судья скрещивает оба флажка перед собой таким образом, чтобы они были направлены диагонально вниз.
      Не засчитывается или не присуждается очко - судья скрещивает оба флажка перед собой и машет ими.
      Непонятное действие - судья скрещивает оба флажка на уровне глаз.
    3. В случае победы при "иппон", "ваза-ари" или нарушения рефери советуется с боковыми судьями. Решение, которое объявляется, должно поддерживаться тремя или более из них.
    4. В некоторых случаях (при нарушениях) бывает достаточно решения только рефери.
  3. Победа при "иппон"

    1. Когда один из бойцов находится в лежачем положении более трёх секунд, либо когда один из них сдаётся, рефери принимает решение вернуть бойцов на середину татами, а затем принять исходное положение.
    2. Рефери проверяет решение боковых судей и присуждает победу на основании показаний флажками более чем двух судей.
  4. Победа по решению судей.

    1. По команде остановиться рефери произносит "ямэ" и Возвращает участников на исходную позицию.
    2. Рефери просит участников встать лицом друг к Другу с возгласом "шомен" и запрашивает решение боковых судей. Каждый из судей поднимает флажок совпадающий цветом с участником, который по его мнению победил, диагонально вверх. В случае ничьей, он скрестит флажки перед собой. Окончательным является решение, принятое более чем тремя судьями, включая и рефери. В случае, когда не набирается трёх судей с одним и тем же решением, объявляется ничья.
    3. В случае ничьей объявляется дополнительное время 2 минуты.
    4. Если после двух дополнительных боёв невозможно принять решение о победе, его принимают после учёта веса участников. В лучшем положении находится более лёгкий спортсмен. Для проведения весовой экспертизы нужно разрешение рефери. В случае, если вес участников совпадает, победу получает тот, кто сломал большее количество досок в тамешиваре.
    5. В случае, если и количество сломанных досок совпадает, то победа присуждается на основании решения Президента. В этом случае может быть назначен ещё один бой с обязательным решением судей в чью либо пользу.
  5. Нарушение.

    1. В случае нарушения, рефери может принять решение разнять бойцов и остановить спарринг.
    2. Если боковой судья находится ближе к бойцам, он может объявить паузу и потребовать решения рефери. Если мнение более двух боковых судей совпадает, то с ним соглашается и рефери.
    3. При принятии решения о нарушении, нужно соответствующее мнение трёх и более судей. Но бывают ситуации, когда достаточно решения рефери.
    4. Если во время боя нарушение было сделано не намеренно, то участник может получить предупреждение. Два предупреждения влекут первое официальное предупреждение (гентен ичи).
    5. В случае намеренных нарушений объявляется сразу официальное предупреждение (чуй ичи).
  6. Дисквалификация.

    1. Боец, который имеет два предупреждения и снова нарушает, дисквалифицируется.
    2. Если действия бойца по отношению к судьям признаются неуважительными, он дисквалифицируется. Особенно, если он намеренно допускает нарушения или ведёт себя некорректно.
    3. Если оба бойца более минуты, стоя напротив друг друга,не начинают бой, они оба дисквалифицируются.
    4. В случае опоздания на бой или неявки без уважительной причины, боец дисквалифицируется.
  7. Завершение боя.

    1. В случае победы при "иппон" или дисквалификации, рефери немедленно останавливает спарринг командой "шоммен", объявляет результат боя. Участники делают поклон по команде "шоммен", "шушин", друг к другу "отагаи" и покидают татами.
    2. В других случаях, когда даётся сигнал окончания боя, рефери просит участников остановиться, развернуться лицом "шоммен", запрашивает решение боковых судей и после принятия решения о победителе, повторяет описанную выше процедуру.
  8. Тамешиваре

    1. Тест тамешиваре требует присутствия более трёх судей.
    2. Рефери вызывает участников, которые делают поклон в центр.
    3. Хотя дотрагиваться до досок участнику не разрешается, он может положить на них кусок материи.
    4. Рефери даёт сигнал начала. Если участник не сможет в течении определённого времени разбить доски, ему засчитывается поражение.
    5. Как правило, тамешивари проводится один раз и не повторяется, но по решению рефери и судей, тест может быть повторён.
    6. Судья просит участника сесть, затем объявляется номер участника, количество разбитых досок или поражение, если таковое имеет место.
    7. Участникам, не разбившим доски, предлагается повторить тест.
    8. После окончательного объявления судьи, боец должен встать, сделать поклон и покинуть татами.